Карьерный самосвал БелАЗ-540

Карьерный самосвал БелАЗ – «540»

Карьерный самосвал   БелАЗ-540

Карьерный самосвал БелАЗ – «540»

выпускался Белорусским автомобильным заводом с 1965 по 1972 год, в качестве замены самосвалу МАЗ-525. Первенец завода «БелАЗ», полностью разработанный в стенах собственного заводского конструкторского бюро. Работа над 540-м началась в 1960 году, к тому же стало очевидно, что устаревшие самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530 уже не удовлетворяют запросам бурно развивающейся горнодобывающей промышленности СССР.

При проектировке БелАЗ-540, советские инженеры как правило использовали целый комплекс новых технических решений. В результате существенно повышавших эффективность самосвала в сравнении с предшественниками и большинством зарубежных аналогов.

Полевые испытания начались уже в 1961 году. На конвейер эта машина встала в 1965 году получив имя-индекс «540А». В дизайне БелАЗ-540 к примеру впервые были заложены узнаваемые черты нетрадиционных пропорций, которые и ныне присущи большинству карьерных самосвалов, выпускаемых под брендом «БелАЗ».

Массивный капот, а также смещенная в сторону высокопосаженная кабина с наклонным лобовым остеклением. Кузов треугольного профиля с большим козырьком – все это классические атрибуты БелАЗов, известные уже более полувека.

Габариты БелАЗ-540

Карьерный самосвал   БелАЗ — «540»
Карьерный самосвал БелАЗ — «540»

В длину достигал 7.25 м, его ширина вписывалась в рамки 3.48 м, а высота упиралась в отметку 3.58 м. Колесная база самосвала составляла 3550 мм, клиренс был равен 475 мм. При полной загрузке масса самосвала достигала 48 тонн.

Компоновка БелАЗ-540

впервые в истории предусматривала изначальное использование самосвала в самых тяжелых условиях. В результате эксплуатации по техническим дорогам карьеров и разрезов, от инженеров-разработчиков потребовалось немало усилий по интеграции самых передовых на тот момент инноваций в конструкцию шасси. Именно поэтому БелАЗ стал первых советским грузовиком, получившим гидропневматическую подвеску. Кроме того, при его сборке использовался двухступенчатый винтовой рулевой механизм вместо классического шарикового. Устанавливались гидромеханическая трансмиссия и планетарные редукторы. Новой конструкции в ступицах колес, а рама специальной формы получила сварную коробчатую структуру. Все это прежде всего позволило добиться феноменальных значений использования полезной нагрузки. На 1 тонну перевозимого груза приходилось лишь 800 кг собственного веса самосвала, а это на тот момент было одним из лучших мировых результатов.

Грузоподъемность

БелАЗ-540 оснащался 15-кубовым кузовом, в результате его грузоподъемность достигала 27 тонн – что обеспечивало до 70% прироста производительности в сравнении с МАЗ-525.

Двигатель

Первый карьерный большегруз изначально оснащался 12-цилиндровым дизельным силовым агрегатом Д-12А, и рабочим объемом 38,88 литра. Мотор, созданный на базе танкового движка В-2, выдавал до 375 л.с. мощности. Но поглощал до 125 литров топлива на 100 км. В 1967 году его заменили на более современный дизель ЯМЗ-240, у которого также было 12 цилиндров, но уже с совокупным рабочим объемом 22,3 литра. Этот двигатель выдавал не более 360 л.с. мощности, но был куда экономичнее – 100 литров расхода на 100 км пути.

Трансмиссия

Тяга от мотора как правило передавалась через трехрежимную гидромеханическую КПП и повышающий редуктор — на задний мост. БелАЗ-540 мог разгоняться до 55 км/час.

Ходовая часть

Для обеспечения плавности движения и сохранения управляемости при езде по неровным технологическим дорогам 540 -й комплектовался передней и задней гидропневматическими подвесками. Упругим пневмоузлом поршневого типа. Плунжерным насосом и гидропневмоамортизаторами.

Управление

Рулевое управление дополнялось усилителем, объединенным с гидравлическим контуром механизма подъема грузовой платформы. Тормозная система самосвала БелАЗ-540 пневматическая, с барабанными механизмами на всех колесах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *